Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ 6
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ 12
2.1. Организация и этапы исследования 12
2.2. Характеристика испытуемых 14
2.3. Методы исследования 17
Выводы по второй главе 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ 21
3.1. Диагностика показателей стресса у студентов до начала зачетной недели 21
3.2. Результаты диагностики эмоционального стресса у студентов в рамках зачетной недели 23
3.3. Сравнительный анализ показателей эмоционального стресса у студентов до начала зачетной недели и в ходе ее проведения 25
Выводы по третьей главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная система высшего профессионального образования предполагает высокий уровень загруженности студентов, которые зачастую параллельно с обучением вынуждены работать, чтобы обеспечивать себя.
При этом бывают ситуации, когда студенты не слишком хорошо подготовлены к сдаче экзаменов и зачетов, что вызывает дополнительные переживания, которые, в конечном итоге, трансформируются в устойчивый эмоциональный стресс, который необходимо предотвращать и снижать в том случае, если он успел возникнуть.
Степень изученности проблемы. Вопрос о психоэмоциональном состоянии обучающихся и влиянии проведения зачетов и экзаменов на уровень эмоционального стресса у студентов довольно подробно изучен в научной литературе. Однако до настоящего момента не выработан единый подход к формированию средств и инструментов снижения различных негативных эмоциональных состояний у обучающихся, которые возникают во время проведения экзаменов.
Цель исследования – выявить особенности эмоционального стресса и психоэмоционального состояния обучающихся до и во время зачетной недели.
Объект исследования – эмоциональный стресс и психоэмоциональное состояние обучающихся.
Предмет исследования – динамика проявлений эмоционального стресса и психоэмоционального состояния обучающихся до и во время зачетной недели.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды стресса.
2. Определить особенности проявления стресса у студентов в процессе обучения.
3. Провести диагностику показателей стресса у студентов до начала зачетной недели.
4. Провести диагностику эмоционального стресса у студентов в рамках зачетной недели.
5. Провести сравнительный анализ показателей эмоционального стресса у студентов до начала зачетной недели и в ходе ее проведения.
Эмпирическая база исследования: Оренбургский государственный университет и Оренбургский государственный педагогический университет.
Гипотеза исследования: подготовка и сдача зачетов и экзаменов вызывают у студентов такие негативные эмоциональные состояния как экзаменационный стресс, а также повышенные показатели реактивной и личностной тревожности.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование.
II. Эмпирические: наблюдение, тестирование, эксперимент.
III. Статистические: методы математической статистики: расчет среднего арифметического, стандартного отклонения от среднего, дисперсии, непараметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященной изучению эмоционального стресса и особенностей его проявления у студентов в процессе обучения. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением научного эксперимента для выявления динамики показателей эмоционального стресса у студентов до и во время проведения зачетной недели. Полученные данные могут быть основой для разработки методических рекомендаций по психологической подготовки студентов к сдаче зачетов и экзаменов, которая должна проводиться в каждом ВУЗе и в превентивной форме – в общеобразовательной школе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акинфеева, А.М., Порывайко, С.М., Ласточкина, Г.А. Специфические особенности проявления эмоционального стресса у лиц различных возрастных групп: теория и методология исследования / А.М. Акинфеева, С.М. Порывайко, Г.А. Ласточкина // Сборник статей Рязанского государственного университета. Вып. 4. Психология. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2022. – С. 50–61.
2. Калинина, Е.П. Математические методы в психологии / Е.П. Калинина. – М.: Сфера, 2016. – 490 с.
3. Киселева, Е.В., Акутина, С.П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). – С. 417–419.
4. Нотова, С.В., Петросиенко, Е.С. Проблема эмоционального стресса и агрессивности: теории возникновения и методики их изучения / С.В. Нотова, Е.С. Петросиенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-emotsionalnogo-stressa-i-agressivnosti-teorii-vozniknoveniya-i-metodiki-ih-izucheniya (дата обращения: 19.12.2022).
5. Пивнева, А.А. Проявление стресса у студентов-первокурсников / А.А. Пивнева // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 301–304.
6. Пряничникова, Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика / Ю.Х. Пряничникова // Материалы VI международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 184–186.
7. Равочкин, Н.Н., Клещеногов, А.С. Стресс: эмоциональная составляющая / Н.Н. Равочкин, А.С. Клещеногов // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1374–1376.
8. Тест на определение уровня стресса Ю.В. Щербатых // Психологическая газета. – 2002. – URL: https://psy.su/feed/8982/ (дата обращения: 20.12.2022).
9. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина // Психологические тесты онлайн. – 2018. – URL: https://psytests.org/psystate/spielberger-run.html (дата обращения: 19.12.2022).
10. Юнусова, С.Г., Розенталь, А.Н., Балтина, Т.В. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С.Г. Юнусова, А.Н. Розенталь, Т.В. Балтина // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-biologicheskiy-i-psihologicheskiy-aspekty (дата обращения: 20.12.2022).